Василевич Глафира Макарьевна
Г.М. Василевич родилась 15 марта 1895 г. в с. Нестеровщина Тумпловической волости Борисовского уезда Минской губернии в семье рабочего. После окончания Петровской женской гимназии Санкт-Петербурга в 1920 г. Глафиру Макарьевну принимают на службу в казначейство почтамта в отделе иностранной почты, так как она прекрасно владела немецким и французским языками. В том же году продолжила учебу на этнографическом факультете в Географическом институте у профессора Л. Я. Штернберга. Обучаясь у знаменитых этнографов Л. Я. Штернберга и В. Г. Богораза, получила прекрасную научную подготовку. По окончании института Г. М. Василевич оказалась в числе выпускников Института, ставших в будущем у истоков становления советской этнографии. Имена Е. П. Орловой, С. М. Абрамзона, Г. Н. Прокофьева, Е. Д. Прокофьевой, Ю. А. Крейнович, Н. П. Дыренковой знакомы широкому кругу научных специалистов.
После окончания института Г. М. Василевич направляют в командировку от Ленинградского отделения Комитета содействия народностям северных окраин, и эта поездка становится судьбоносной, определившей ее дальнейший жизненный путь в науке.
Свой научный трудовой путь Г. М. Василевич начала в должности ассистента при кафедре народов Севера Географического факультета ЛГУ, с 1927 г. преподавала эвенкийский язык в Ленинградском восточном институте. В 1930 г. факультет был реорганизован в самостоятельное учебное заведение – Институт народов Севера, где началась научно-исследовательская и научно-практическая работа по созданию письменности на языках коренных народов Севера и организации обучения на родном языке. Г. М. Василевич стояла у истоков этого движения, активно включившись в эту работу и приступив к разработке учебников по эвенкийскому языку. Уже в 1928 г. она выпускает первый эвенкийский букварь. За годы работы в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена (1931 – 1951) исследователем подготовлено более 60 учебников для начальной эвенкийской школы, 12 учебных программ и педагогических пособий, сделан ряд переводов русской художественной литературы на эвенкийский язык (самостоятельно писала на эвенкийском языке детские стихи для учебников). С 1931 года – доцент Педагогического института им. А. И. Герцена, преподает эвенкийский язык, готовит педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера – эвенков. Работая преподавателем, она продолжает научно-исследовательскую деятельность и совмещает её в Ленинградском отделении Центрального института языка и письменности, преобразованного затем в Институт языка и мышления имени Н.Я.Марра АН СССР.
За время своей научной деятельности она посетила практически все группы эвенков, расселенных на обширной территории Сибири и Дальнего Востока. С её помощью были собраны и пополнены коллекции предметов традиционной культуры в музеях г. Ленинград.
С начала 30-х годов Г. М. Василевич становится известной как лексикограф. В этой сложной научной области, она сформировала основу эвенкийской лексикографии, обозначив направления для дальнейших исследований. Результатом ее скрупулезного труда стало издание первых словарей: «Эвенкийско-русский (тунгусско-русский) диалектологический словарь. С приложением введения и карты распространения диалектов» (1934), «Эвенкийско-русский (тунгусско-русский) словарь» (1940). В 1958 г. на основе собранных лично материалов исследователь издает фундаментальный труд – Эвенкийско-русский словарь, включающий 25 тыс. слов. Все словари автора снабжены ценными приложениями «Очерк грамматики», состоящем из разделов фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики. Таким образом, уже в 30-х годах талантливым ученым впервые материалы эвенкийского языка были сведены в целостную систему. Ею внесен значительный вклад и в диалектологическое изучение языка эвенков, о чем свидетельствуют опубликованные «Эвенкийско-русский диалектологический словарь» (1934) и «Очерки диалектов эвенкийского языка» (1948). Г. М. Василевич не имеет себе равного как переводчик и редактор художественной и просветительской литературы, выходившей в тот период.
В следующем периоде своего научного творчества она занималась преимущественно этнографическими исследованиями, поступив в 1942 г. на работу в Институт этнографии АН СССР. Её основные научные труды посвящены этногенезу, общественному строю и мировоззрению эвенков. Главным этнографическим трудом Глафиры Макарьевны стала монография «Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII – начало XX в.)» (1969), который, по мнению большинства ведущих этнографов, не имеет себе равных до настоящего времени.
Сложно переоценить личный вклад Г. М. Василевич в отечественную фольклористику, ее фундаментальные труды по фольклору эвенков легли в основу дальнейших исследований по эвенкийскому фольклору. Не меньшее значение имеет и ее труд по сбору и публикации устного народного творчества эвенков. Сборник «Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору» (1936) вобрал в себя фольклорные тексты различных фольклорных жанров, записанные от разных групп эвенков. Во втором изданном исследователем сборнике «Исторический фольклор эвенков» (1966), впервые были опубликованы героические сказания, собранные ею у восточных эвенков. Научный опыт Г. М. Василевич был продолжен в исследованиях ученых-фольклористов Г. И. Варламовой, А. Н. Мыреевой, благодаря которым мир узнал о богатейшем жанровом многообразии эвенкийского фольклора. Отдельно следует отметить междисциплинарный взгляд Г. М. Василевич в ее исследованиях по фольклору, в которых она успешно привлекала материалы разных жанров для решения задач по истории и этнографии эвенков. Продолжением этого направления являются работы А. Н. Варламова, посвященные историзму фольклора эвенков. Одним из талантливых учеников Г. М. Василевич была Ж. К. Лебедева, в высоком качестве трудов которой, посвященных эвенскому языку и фольклору, было отчетливо заметно влияние научной школы Глафиры Макарьевны.
Богатое научное наследие и признание трудов Г. М. Василевич в России и за рубежом позволяют высоко оценить вклад ученого и его влияние на последующее развитие тунгусоманьчжуроведения. Труды Ученого-тунгусоведа остаются актуальными и сегодня, что свидетельствует не только о её высоком научном профессионализме, объективности интеллектуального мышления, но и характеризует ее как сильную, независимую личность, имеющую собственный взгляд на научные проблемы и социум.