2006 г. Макарова К.И.

МАКАРОВА КЛАВДИЯ ИННОКЕНТЬЕВНА

Клавдия Иннокентьевна Макарова родилась в п. Чульман Тимптонского района ЯАССР 19 января 1949 года. После окончания  Золотинской восьмилетней школы-интерната поступила на учебу в педагогическое училище №1 г. Якутска. В 1967 году начала трудовую педагогическую деятельность в родной школе и в 1970 году поступила учиться в Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена.

В 1976 году продолжила педагогическую деятельность в Золотинской школе-интернате Нерюнгринского района учителем русского языка и литературы, эвенкийского языка и литературы народов Севера. В 1992 году вступила на вновь открывшуюся в школе новую должность   заместителя директора по эвенкийскому языку и культуре народов Севера. 

В 1999 году Министерством образования РС(Я) была назначена заместителем директора по языковым проблемам единственного и уникального в Российской Федерации образовательного учреждения – школы-интерната «Арктика», осуществляющего качественное обучение детей малочисленных народов Севера: эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров, долган.

Макарова Клавдия Иннокентьевна – представитель передовой интеллигенции народов Севера, свою жизнь посвятила делу воспитания и обучения детей в лучших традициях этнической культуры народов Севера.

Вся трудовая деятельность учителя эвенкийского языка связана с многолетней добросовестной работой по сохранению и развитию языков коренных малочисленных народов Севера и ознаменована яркими событиями. Благодаря усилиям Клавдии Иннокентьевны в  Южной Якутии зародились и стали традиционными семейно-родовые праздники «Суглан», «Бакалдын», «Икэнипкэ», «Икэчик», Дни родного языка и этнической культуры «Мэнңиви дуннэви аявкэл», Детские гонки верхом на оленях и оленьих упряжках. 

Макарова К.И. вносит особый вклад в развитие методики преподавания родного языка в школах российского Севера, является одним из ведущих специалистов в этой области, является инициатором и последовательным организатором многих начинаний по возрождению и развитию родных языков и культуры в Южной Якутии:

— в 1982 году ею было введено преподавание эвенкийского языка в старших классах Золотинской школы-интерната;

— в 1989 году создана проблемная группа учителей родного языка и литературы, которая стала заниматься вопросами методики преподавания и внедрением регионального компонента в школьное образование;

 — школа «Арктика», одним из руководителей которой является Макарова К.И., стала обладателем Гранта Президента РС(Я) «Победитель конкурса инновационных проектов», победителем всероссийского конкурса приоритетных национальных проектов «Образование», победителем конкурса «Золотая опора России», участником апробации модели многовекторной системы непрерывного образования «Современный образовательный менеджмент» Дальневосточного федерального округа. 

—  по результатам изучения и сохранения этнокультурного   наследия народов Севера вошла в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО,  2012 г.;

— в рамках экспериментальной и инновационной работы в школе учителями родных языков, биологии и культуры народов Севера разработаны авторские программы элективных курсов, которые прошли экспертную оценку Всероссийского конкурса образовательных программ и учебных пособий «Педагогика Севера: учимся вместе» в апреле 2014 г.    Программа учителя-исследователя «Наследие моих сородичей» на этом  Всероссийском конкурсе получила диплом «Лучшее учебное пособие», г. Санкт-Петербург,  2014 г.;

— школа «Арктика» г. Нерюнгри  стала победителем Всероссийского конкурса этнокультурных образовательных систем регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по теме «Родной язык и культура в системе общего образования» и награждена Дипломом I степени «Лучшая школа», г. Москва, 2014г.

 Ученики Золотинской школы-интерната села Иенгра  и республиканской экспериментальной школы «Арктика» г. Нерюнгри  под руководством Макаровой К. И. в течение многих лет защищали честь Нерюнгринского района на республиканских, российских и международных  конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях.  Они становились победителями и лауреатами Конкурса северной песни, Детского фестиваля народов  Якутии «Как прекрасен этот мир!», Фольклорного конкурса «Поют и танцуют дети Севера», Фестиваля народных игр и национальных видов спорта в г. Якутске, Международной олимпиады эвенков России и орочонов КНР в г. Благовещенске и г. Хэйхэ. 

Учитель-новатор находится в постоянном творческом поиске в области моделирования нового содержания образования для детей народов Севера, создания новых технологий обучения родному языку, обогативших образовательную систему Южной Якутии и Республики Саха (Якутия). Макарова К.И. из тех учителей, кто всегда молод душой, кто обладает неиссякаемым талантом любить мир и людей. 

Клавдия Иннокентьевна — активный участник профессиональных конкурсов муниципального, регионального, федерального уровней:

2008  — Победитель отборочного конкурса республиканской премии имени Г.М. Василевич – видного ученого-тунгусоведа, этнографа, автора учебных пособий по эвенкийскому языку;

2010 — Призер муниципального конкурса лучших учителей образовательных учреждений РС(Я) в рамках ПНПО;

2010 — Победитель республиканского конкурса «Учитель Арктики»  по созданию информационно-образовательной среды ОУ, «Фауна Арктики»  на эвенкийском языке;

2011 — Призер республиканского конкурса диссеминационных авторских материалов учителей-победителей Приоритетного национального проекта «Образование»  (сайт МО РС(Я);

2014 – Лауреат Всероссийского конкурса образовательных программ и учебных пособий «Педагогика Севера: учимся вместе», в номинации «Лучшее учебное пособие», издательство «Просвещение» г.Санкт-Петербург;

2019 — на Межрегиональном семинаре «Языки и культура народов России: сохранение и развитие» вручена благодарность за лучшую трансляцию практического опыта по сохранению и развитию языков народов России, популяризацию ценностей традиционной народной культуры, формирование ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации,г. Якутск.

   Опыт работы Макаровой К.И. обобщен и распространен в разных формах на республиканском и федеральном уровнях:

 2014 — Заседание Совета по языковой политике при Главе Республики Саха (Якутия), представление опыта работы «Проблемы преподавания родного языка», г. Якутск;

2015 — Представление опыта работы по теме «О преподавании родного языка в современной школе» в рамках Международной олимпиады по эвенкийскому и орочонскому языкам, Амурский государственный университет, г. Благовещенск;

2017  —  Всероссийский съезд учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, презентация книги «О моих сородичах», г. Санкт-Петербург;

 2018 – Всероссийская  научно-практическая конференция учителей эвенкийского и сойотского языков и литературы «Современное состояние и перспективы преподавания эвенкийского и сойотского языков в условиях модернизации образования», презентация «Обучение эвенкийскому языку в школе «Арктика», г. Улан-Удэ;

2019  — Межрегиональная научно-практическая конференция «Эвенкийский язык: вызовы нового времени, презентация «О создании УМК по эвенкийскому языку для основной школы», с. Иенгра РС(Я);

  • — Сертификат международного образца  VI Международной олимпиады по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая «Турэн-2019» Макаровой К.И. за обмен опытом по теме «Он бу таткитту «Арктика» эвэдывэ инмэ одярав», октябрь 2019 г, г. Хэйхэ КНР;

2019 — Сертификат за распространение опыта Макаровой К.И. в Третьей Международной Междисциплинарной Тунгусской конференции по теме “Формирование этнической среды в школе “Арктика” г. Нерюнгри РС(Я)”, июнь 2019 г., г. Благовещенск;

2019 — Сертификат за распространение опыта Макаровой К.И. на Международной научно-практической конференции “Развитие этнокультурного образования коренных народов Арктики: традиции и инновации” по теме “Он эвэды литература ноновулчан” – “О зарождении эвенкийской литературы”, г. Нерюнгри.

В течение многих лет свои знания родного языка,  накопленный педагогический опыт  учитель вкладывает  в свои публикации по языку, культуре родного народа, в методические разработки, которые опубликованы в методических журналах и научных сборниках г.г. Нерюнгри, Якутска, Тынды, Улан-Удэ, Благовещенска и Санкт-Петербурга.

Учебниками и учебными пособиями Макаровой К.И. пользуются школы во всех регионах проживания эвенков РС (Я), в Амурской области, Забайкальском крае, Бурятии, Красноярском крае.

Клавдия Иннокентьевна уделяет внимание и общественной работе. Односельчане выдвигали ее делегатом на I республиканский и российский съезды малочисленных народов Севера, на съезд народов Якутии и России. В 2018 году Макаровой К.И. вручена «Благодарность от Администрации МО «Алданский район» за плодотворную совместную работу по подготовке и проведению республиканского национального праздника Ысыах Олонхо – 2018», г. Алдан.

Макарова К.И. принимает участие в работе экспертно-аналитического сообщества, предметных экзаменационных комиссий, предметных жюри  на на различных уровнях. Клавдия Иннокентьевна – автор тестов для учителей эвенкийского языка республиканской деловой игры «Профи-учитель», составитель тестов и эксперт республиканской  и неизменный председатель жюри международной олимпиады по эвенкийскому (орочонскому) языку и культуре эвенков (орочонов) России и КНР на конкурсе «Диалог на эвенкийском языке» в г. Благовещенске и г. Хэйхэ.

  За плодотворный труд и большой вклад в развитие системы образования Макарова К.И. награждена знаком «Отличник образования Республики Саха (Якутия)» (1999), званием «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2005).

 За заслуги в области образования, вклад в сохранение культуры и традиций малочисленных народов Севера, многолетнюю добросовестную работу Макаровой Клавдии Иннокентьевне  присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» (2010). 

За системную, многолетнюю работу в сфере языковой политики, духовной культуры, активную просветительскую деятельность по сохранению и развитию государственных и официальных языков в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, за неоценимый вклад в становление и развитие системы образования Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия) и российского Севера Макарова Клавдия Иннокентьевна награждена Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия) (2019).

Публикации Макаровой К.И.

  1. 1994 г. — Из опыта обучения эвенкийскому языку, сборник статей «Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения», г. Якутск;
  2. 1999 г. —  учебное пособие «Разговорник по эвенкийскому языку», г. Якутск;
  3. 2000 г. –  «Люгли», стихи Владимира Колесова, г. Нерюнгри;
  4. 2002 г. —   учебное пособие  для невладеющих «Эвэдыт таткалдярав»,    г. Санкт-Петербург;
  5. 2006  г. —  учебное пособие «Хрестоматия по литературе для эвенкийских школ»,

г. Якутск;

  • 2008 —  Слово об Алитете Немтушкине в сборнике научных трудов «Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия», выпуск №2,  стр.6-14,  издательство БГУ,

г. Благовещенск;

7. 2008 — Эңэhил бэел минңи тэгэдув таткитту «Арктика», газета «Илкэн» №5, май 2008;

8. 2008 – Эвэнкил сэриду, газета «Илкэн» №5, май 2008;

9. 2008 – Дорогие воспоминания, газета «Илкэн» №6, июнь 2008;

10. 2008 — Летопись отважного народа, газета «Илкэн», сентябрь 2008 г;

11. 2009 — Авторская программа по эвенкийской литературе в сборнике научно-методических статей Всероссийской научно-практической конференция «Родные языки коренных малочисленных народов в системе российского образования, стр.190-191,   г. Якутск;

12. 2009 –  Таткит Арктика, сборник сочинений детей школы «Арктика», г. Нерюнгри;

13. 2010 — Школа Севера в современном образовательном пространстве в I части сборника статей XII международной научно-практической конференция «Реальность этноса»,  стр. 225-229,  г. Санкт-Петербург;

14. 2010 —   Всероссийская конференция с международным участием «Тунгусо-маньчжурские этносы в новом столетии», статья «Школа Севера в современном образовательном пространстве», стр. 109-114, г. Улан-Удэ;

15. 2010 —  Учитель, перед именем твоим…,   научно-методический журнал «Таткачирук» №4, стр. 47-61, г. Якутск;

16. 2011 – Школа Севера в образовательном пространстве, труды III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Лига БАМа: проблемы социальной истории, мировоззрения и культуры», г. Тында, Амурская область;

17. 2012 —  «Эвэдыт таткалдярав», учебное пособие, 2-е издание, издательство «Просвещение»,    г. Санкт- Петербург;

18.  2013 — Средства воспитания этнокультурной гражданственности в образовании, научно-методический журнал «Таткачирук» №2, г. Якутск;

19. 2014 – Балдыдяк бугав, учебное пособие для внеклассного чтения на эвенкийском языке, «Бичик»,   г. Якутск;

20. 2014  – «18 заповедей Иты», научно-методический журнал «Таткачирук» №4, стр. 44-46,  г. Якутск;

21. 2015 – Дорогие воспоминания (О Пикуновой З.Н.), газета «Илкэн» №2(187), февраль  2015;

22.  2015 –  О моих сородичах (воспоминания, статьи, заметки), г. Нерюнгри;

23. 2015 – Эңэhил бэел минңи тэгэдув, учебное пособие для детей среднего и старшего школьного возраста на эвенкийском языке, г. Нерюнгри;

24. 2016 –   Эвэды дукумни урикиттук  (к юбилею Галины Кэптукэ), газета «Эвенкийская жизнь», п. Тура Красноярский край;

25. 2016 — «Дэвэлчэн — 2016» Иеңнэду, газета «Илкэн» №4(201), апрель 2016;

 26. 2016 — Представительница охотничьего рода и носитель культурных традиций, газета «Илкэн», №11(208), ноябрь 2016;

27. 2016 —  Духовный лидер эвенков, газета «Илкэн, июль 2016 г.;

28. 2017 – 50 лет вместе, об эвенкийской семье Максимовых из с. Иенгра на эвенкийском и русском языках, г. Нерюнгри;

29. 2017 —  Международная олимпиада «Турэн», газета «Илкэн»,  г. Якутск;

30. 2018 — Люгли — биракан, учебное пособие для детей среднего и старшего школьного возраста на эвенкийском и русском языках, г. Нерюнгри;

31. 2018 -Обучение эвенкийскому языку в школе «Арктика» в сборнике «Теоретические и методические аспекты преподавания эвенкийского языка и культуры в условиях модернизации образования», 144с.,  г. Улан-Удэ, издательство Бурятского госуниверситета;

32. 2018 – Алитет Немтушкин – эвэды дукумни, газета «Эвенкийская  жизнь»,  №47, 

п. Тура;

33. 2019 — Митңи Алитет Немтушкин, учебное пособие для детей среднего и старшего школьного возраста на эвенкийском и русском языках, г. Нерюнгри;

34. 2019 — Эңэhи бэе минңи тэгэдув, 29 ноября, газета «Эвенкийская  жизнь»,  №45,  п. Тура; газета «Илкэн» №11 (244), ноябрь 2019 г., г. Якутск.

 Публикации о Макаровой К.И.

  1. По пути возрождения, газета «Индустрия Севера» от 17.10.1997, г. Нерюнгри;
  2. В.П. Марфусалова:  К.И. Макарова — заместитель директора по языковым проблемам школы «Арктика»  г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Творческий потенциал народов Севера в XXI веке», стр.93, 2003, г. Санкт-Петербург;
  3. Зоя Румянцева: Мэнду, Алагумни, газета «Вечерний Нерюнгри» №3,  29 января 2009,

 г. Нерюнгри;

  • У.П. Тарабукина: Победители Конкурса лучших учителей гуманитарного цикла образовательных учреждений РС(Я) в 2010 году, газета «Илкэн» №1 (135), журнал «Таткачирук», январь 2011, ФГНУ НИИ НШ РС(Я), г. Якутск;
  • А.Н. Куликова: Рецензия на монографию Макаровой К.И. «Наследие моих сородичей» в научном журнале «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке» №2 (36) 2016, стр.12-14, издательство: Дальневосточный федеральный университет (Владивосток).

 Публикации Макаровой К.И.

БалдыдякБуга