Мальчакитова Мира Григорьевна,
1968 г.р. 20 сентября 2022 г.
п.Чара, Каларского района Забайкальский край
Эвэды̄ тӯрэ̄н эткэ̄н олок омӈовдёрон. Са̄гдаһар са̄пкил эвэды̄ тӯрэ̄нмэ, эдэрил турэ̄тчэпкӣл кэлтэр, олок эпкӣл аят тӯрэ̄ттэ. Эвэды̄ тӯрэ̄н эпкӣ омӈовро конудӯ, конудӯ эвэды̄тчэӈнэнни. Ороче̄р бэел, таргачӣр этэ̄рэ о̄кин-да омӈоро. Ороче̄ биһинни турэ̄нми этэ̄ннн омӈоро, тадӯ̄ эрэгэр эвэдытчэӈнэнни конудӯ, орордӯ. Ололһин бӯ куӈа̄ка̄рва тала̄ һурувуӈнэрэв дюга, этэрэктын о̄рандями. Тар нуӈартын са̄пкил э̄кун со̄ӈан, мо̄я эмэвкэл, мӯе гадюкал, мӯлакал, орорво оно̄кол, тыӈэптун, чампулӣ, упкатва са̄дяпкил дюгаксакил. Тадук тугэпкӣл, омӈопкил, тадук наӈартын дёнипкил ге̄ дюганиду, һӣма̄кунди дёнипкӣл. Олоһин бӣ гундем эвэды̄ тӯрэ̄нмэ эдэ̄ омӈоро на̄да орор бидэ̄тын, орор а̄чин о̄ра-да эвэнкӣл а̄чир о̄дяӈатын, тӯрэ̄нэ-вэр а̄чин о̄дяӈан, э̄куна-да. Бӣ эрэгэр гуниӈнэм кристянинил о̄дяӈат мут, лӯчаӈачир картошкава тэгэбденэл, марковкалва тэгэбденэл, мэ̄нӈилва тӯрэ̄нмэр омӈодёӈот. Олоһин бӣ гуниӈнэм оротчорӣ бэел олок а̄чир о̄дяра. Мундӯ эткэ̄н орор биһи, пастукил а̄чир. Эдэрил эпкӣл һуруру орордула̄, эрэгэр посёлоктыкакӣ дылилтын, е̄һалтын ичэтчэпкӣл. Эрдэ̄т бадага манавмали тӯрэ̄нин, эвэнкӣл-да манавдяра. Эткэ̄н эпкӣл бирэ эвэды̄т, о̄н нонон эвэнкил бидечэ̄тын, эпкӣл ӈэлэ̄мово эпкӣл са̄ра эдэрил, тоголо̄ элэнилэ ноддупкил, тумнипкил, эпкӣл са̄ра ӈэ̄лэмово, тар ама̄кала, коӈмомоло на̄н тӯрэ̄тчэпкил «Бӣ ва̄м» гунипкил. Нонон эӈкмитын тыкэ̄ гунэ, мунэвэ на̄н тыкэ̄ алагӯчатын, о̄н ва̄диӈас, мутӈӣ эчэ бирэ ама̄ка тар.
Эвенкийский язык сейчас забывается. Пожилые люди знают только эвенкийский язык, молодёжь плохо говорит на родном. Эвенкийский язык не забывается в тайге, там говоришь на родном. Оленеводы, те никогда не забудут эвенкийский язык. Если ты с оленями, постоянно живешь в лесу, ты не забудешь родной язык, т.к. там постоянно говоришь на нем. Поэтому летом,
как только дети закончат учиться, мы увозим их в лес, к оленям, на стойбище. Там они уже узнают эвенкийские слова и выражения: соӈан – дымокур, моя эмэвкэл – принеси дрова, мулакал – сходи за водой, орорво ононокл – сходи, поищи оленей, тыӈэптун – подпруга, чампули – сума, предназначенная для вьюка. Все потом знают, пока лето проводят в лесу. Потом на зиму уезжают в поселок и опять забывают, но потом летом снова все быстро вспоминают. Поэтому я думаю, чтобы эвенкийский язык не забылся, нужно чтобы были олени, если оленей не станет, исчезнут и эвенки, и их язык. И станем мы как крестьяне, похожие на русских, будем как они садить картошку, морковку, а свой язык забудем. Сейчас мало становится оленеводов. Вот у нас есть олени пока, а пастухов нет. Молодёжь не хочет уезжать в тайгу, хотят жить в поселке. Наверно, скоро забудется эвенкийский язык и исчезнут сами эвенки. Сейчас не живут по-эвенкийски, как раньше жили наши предки. Молодежь не знает эвенкийских заповедей, запретов, в костер что попало кидают, плюют, на медведя говорят: «Я убил». Раньше так никогда не говорили и нас этому учили. Как можно так говорить на медведя, он же наш дедушка.