Васильева Р.И. Основные тенденции развития этноязыковой ситуации

Васильева Р.И.

Основные тенденции развития этноязыковой ситуации в Республике Саха (Якутия)

Языковая жизнь в республике Саха (Якутия) на современном этапе представляет сложный процесс, связанный с глубинными процессами трансформации в этнической идентичности коренных народов, процессами нивелирования всего национального и упрощения языковой системы национальных языков, функционирующих в республике. Вопросы определения роли, места и функций русского языка и языков титульных народов республики стали предметом пристального внимания и заинтересованности как руководства, так и широкой общественности еще в начале 90-х г. прошлого века.  Была выработана новая национально-языковая политика, направленная на создание необходимых условий для равноправного функционирования русского, якутского, языков малочисленных народов (эвенкийского, эвенского, юкагирского).  В 1991 г. был принят Закон «О языках народов РС (Я)», который провозгласил русский, якутский государственными и определил статус языков малочисленных народов Якутии, разработана и принята Государственная программа, определяющая комплекс мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальных языков  Якутии.  В республике Саха (Якутия) создана целостная образовательная система,  определенная учебно-методическая база, сеть национальных школ, которые  обеспечивают комплексное обучение на родных языках, изучение народного фольклора, культуры и литературы. Особенно это касается  Центральной Якутии, вилюйской группы районов и отчасти северной группы районов.

Особенности современной этноязыковой ситуации в республике во многом определяются миграционными факторами, определяющими становление нового баланса языков: сужение русскоязычного пространства в республике Саха (Якутия) вследствие оттока русскоязычного населения в другие регионы; возрастание роли внутренней миграции; урбанизация сельского населения возросла и в данное время наблюдается некоторая стабилизация данного процесса. Численность коренного населения Якутии по переписи 2010 г. составила – 53,5%, включая саха (якутов), эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей. Общая численность  –  958 528 чел., мужчин −  48,6%, женщин −  51,4%, городское население – 64,1 %, сельское население – 35,8 % [1].

Иванова Н.И. провела социолингвистическое исследование в ряде районов РС (Я), в ходе которого были получены следующие результаты: среди всей совокупности этнических якутов наблюдается достаточно высокий уровень активного владения якутским языком −  92,6 %, свободного – 90,5 % [2; 31]. Русский язык преобладает в качестве родного языка у респондентов − якутов со средним общим и со средним специальным образованием, получившим образование на русском языке. Существенное различие в языковой идентификации между городскими и сельскими якутами представляет  процесс, связанный с разницей в образе жизни и менталитете горожан и сельчан и ассимиляционными процессами.  Между городскими и сельскими якутами наблюдается дистанция, которая прослеживается в уровне языковой компетенции, ценностных ориентациях, в выборе языковой и этнической идентичности. В полиэтнических районах РС (Я) результаты социолингвистического обследования показывают, что в этнически смешанных районах языковое поведение зависит от типа этнической среды, т.е. решающую роль играет проживание респондента в городе или в сельской местности. Не менее важную роль играет демографический фактор: произошел отток городского русскоязычного населения за пределы республики, в тоже время увеличился приток якутского населения в городские поселения республики Саха (Якутия), продолжается процесс урбанизации коренного населения, связанный с процессом глобализации в мировом социуме [3, 68].  

Якутский язык используется практически во всех сферах коммуникации. Массовая культура  на якутском языке пользуются большой популярностью у населения, люди охотно слушают радио и смотрят телевизионные передачи, что весьма важно для социального престижа, витальности якутского языка. Якутский язык широко используется в визуальной информации, книгопечатании, театральной деятельности, кино. Образовался особый билингвистический ярус языка саха.

Несмотря на внешнее благополучие этноязыковой ситуации, существуют определенные проблемы. Так, по данным Всероссийской переписи 2010 г.:

1. Отмечается определенный разрыв в языковой компетенции городского и сельского населения. Прежде всего это проявляется в некотором сдвиге в сторону русского языка: 5,5% городских якутов признали родным русский язык, оба языка (русский и якутский) −  10,3%. Получается − 15,8% респондентов якутской национальности находятся в группе риска. Об этом свидетельствуют результаты локальных социолингвистических исследований — примерно 11-15 % представителей якутской национальности находятся на пути утраты языковой идентичноси. В частности, на примере приленских районов, где компактно проживает смешанное население, якуты, и русские, процесс языкового сдвига наглядно прослеживается;

2. Во всероссийской переписи 2010 г. в список отдельных национальностей включено пять наиболее многочисленных национальностей (якуты, русские, украинцы, татары и буряты) и пять коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Как видно, Республика Саха (Якутия) многонациональная, в связи с этим стоит проблема обучения национальных меньшинств родным языкам. При этом только 5,7% эвенков, 22,3 % эвенов, 22,6% юкагиров, 40,5% чукчей 5,0% долган, проживающих в РС (Я), считают язык своего этноса родным. Проблема сохранения языков коренных народов Севера одна из важных составляющих национальной политики Республики Саха (Якутия).

Перепись 2010 г. показала, что языковой сдвиг наблюдается и у других народов, входящих в структуру населения республики: русский язык родным назвали: татары — 61,4 %, буряты — 44,4%. Прямая языковая идентичность выявлена у 99,4 % киргизов, 99,8% армян, 99,6% узбеков. Народы Средней Азии и Кавказа в выборе языковой идентичности предпочтение отдают родным языкам.

На сегодня Якутия представляет большой плавильный котел различных языков, культур и религиозных конфессий. Главным фактором успешности якутской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих Якутию этносов, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.  Исходя из приоритетов государственной национальной политики, развития национальных культур, правительством принята государственная программа Республики Саха (Якутия) «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012 — 2019 годы», направленная на укрепление в обществе гражданского мира, межнационального и межрелигиозного согласия. Основными факторами этого являются:

1. Согласно схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. в республике планируется создание до 100 тысяч новых рабочих мест, что потребует принятия мер по созданию условий гармонизации национальных отношений;

2. В отдельную социальную группу как нуждающиеся в государственной поддержке выделены коренные малочисленные народы, проживающие на территории Республики Саха (Якутия). В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631−р в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации входят семьдесят населенных пунктов двадцать одного района) Республики Саха (Якутия);

3. Наблюдается общее осложнение ситуации в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации, связанное с растущим влиянием глобализационных процессов на ситуацию национальных республик. И в этом аспекте сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных народов решающее значение;

4. Сохранение и развитие самобытных национальных субкультур, традиций и обычаев русских старожилов и казачьих обществ включает мероприятия по поддержке социально значимых проектов по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ; по созданию и развитию фольклорных самодеятельных казачьих коллективов; по организации и проведению республиканского фестиваля казачьей и ямщицкой песни.

На мой взгляд, основными направлениями государственной языковой политики и расширения правовой, социальной базы и сферы употребления национальных языков является создание условий для паритетного функционирования государственных языков: русского и якутского и пяти официальных языков коренных малочисленных народов Севера, сохранение языкового и культурного многообразия. Необходимо принять следующие меры по гармонизации языковой политики:

— проведение устойчивой образовательной политики в отношении к родным языкам;

— сохранение статуса русского языка как государственного языка РФ;

— формирование функционального билингвизма и трилингвизма;

— проведение адаптационных мероприятий с мигрантами в аспекте их привлечения к обучению русскому языку;

— предоставить возможность другим этносам: татарам, бурятам, киргизам, армянам, узбекам — изучать якутский язык и культуру якутского народа, возникает необходимость создания языковых центров по изучению якутского языка для специалистов, нуждающихся в профессиональной деятельности. В этом аспекте филологическим факультетом Северо-Восточного федерального университета ведется определенная работа с мигрантами по обучению русскому языку, но миграция в республику носит неорганизованный характер, поэтому существуют коммуникативные проблемы и проблемы культурной адаптации среди приезжего населения;

— в условиях нарастания межэтнической напряженности необходимо проводить усиленную национально-языковую политику в формирования толерантного отношения к языкам и культурам, проживающих на территории Якутии народам;

— многоаспектную языковую ситуацию в полинациональных республиках порождает функционирование языков и культур большого числа народов, проживающих на данной территории. Поэтому мониторинг языковой ситуации в республике Саха (Якутия) необходим не только для решения научных задач, но и для оптимизации межнациональных отношений, предупреждения языковых конфликтов и формирования толерантного общества.

Литература

  1. Численность коренного населения по переписи 2010 г.// URL: http// viewtopic.jsp?id= 4373007  (дата доступа 20.09.2018)
  2. Современная этноязыковая ситуация в Республике Саха (Якутия): социопсихолингвистический  аспект / Н.И. Иванова, Р.И. Васильева, М.Г.Дегтярева, Л.Н. Семенова. Новосибирск: Наука, 2013. С.31
  3. Васильева Р.И. Современные этноязыковые процессы в полиэтнических улусах Республики Саха (Якутия) (1995-2003 гг). Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2007. С.68