Прокопьева П.Е. Язык лесных юкагиров

П.Е. Прокопьева, к.пед.н.,

ИГИиПМНС СО РАН

ЯЗЫК ЛЕСНЫХ ЮКАГИРОВ

Язык лесных юкагиров – язык малочисленной локальной группы юкагиров (самоназвание – одул), проживающей на Северо-Востоке России в верховьях р. Колыма.

По классификации, сложившейся в лингвистической науке, язык лесных юкагиров определяют как колымский диалект юкагирского языка, наряду с которым существует тундренный диалект – язык тундренных, нижнеколымских, юкагиров (самоназвание – wадул). Однако данная формулировка статуса юкагирских языков, по-видимому, не является точной. В 1968 г. исследователь языка тундренных юкагиров Е.А. Крейнович писал, что «лексические различия между диалектами настолько далеки, что взаимное понимание их носителей почти полностью исключено» и что, «возможно, в результате дальнейших исследований придется признать их самостоятельными юкагирскими языками». Этой же позиции придерживается юкагирский лингвист Г.Н. Курилов, определяя юкагирские диалекты как самостоятельные близкородственные. На основании анализа исторических данных о юкагирских группах, образцов юкагирской лексики, сохранившейся по словарным публикациям второй половины XVIII – первой половины XIX вв., исследователь пришел к выводу о том, что ранее существовала целая семья юкагирских языков (2003).

Юкагирский язык как не имеющий родственных связей с другими языками причисляют к палеоазиатской семье языков, и вопрос о его происхождении до сих пор остается открытым. Наибольшее распространение получила точка зрения о генетической связи юкагирского языка с уральскими языками. Этнограф Ю.Б. Симченко, выявивший специфические черты древней циркумполярной культуры охотников на диких оленей, писал, что «принадлежность юкагирского языка (или языков) к уральской семье языков позволяет синхронизировать обособление предков юкагиров с периодом языкового, а, следовательно, этнокультурного разделения уралоязычных народов…» (1976).

Первое полное описание лесных юкагиров, особенностей их языка, духовной и материальной культуры дал в к. XIX – нач. XX вв. северовед, основоположник юкагироведения В.И. Иохельсон («По рекам Ясачной и Коркодону» (1898); «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе» (С-Пб, 1900); «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы» (Нью-Йорк–Лейден, 1926)).

Исследователь писал, что в прошлом в верхнем течении Колымы на р. Ясачной проживал Чолҕород-омок (Ушканский, или Заячий, род), на р. Поповой – Анид-омок (Рыбий род), на р. Коркодон – Мэдьид-омок (Нартенный род). В 1850-х гг. по причине малочисленности три рода официально были объединены в Чолҕород-омок, но верхнеколымские юкагиры продолжали располагаться и кочевать по местам расселения своих предков. По переписи населения, в 1897 г. численность объединенного Заячьего рода составляла всего 79 человек. Тогда же вместе с остатками юкагирских родов на реках Ясачная и Коркодон проживали 80 юкагиризированных ламутов (эвенов) Второго Каменно-делянского рода (Иохельсон, 2005).

Сведения о количестве юкагиров Верхней Колымы в конце 20-х гг. XX в. содержатся в работе юкагирского ученого Н.И. Спиридонова – Текки Одулока «Одулы (юкагиры) Колымского округа» (1930). По материалам  Н.И. Спиридонова, в те годы верхнеколымские юкагиры были представлены двумя группами – ясачнинской и коркодонской, куда входили одулы  с рек Ясачная, Поповка, Шаманкино, Коркодон, Толба, Бургала и Шойдан. Всего их насчитывалось 136 человек.

В настоящее время лесные юкагиры живут в Верхнеколымском и Среднеколымском улусах Республики Саха (Якутия) и Среднеканском районе Магаданской области. Единственным местом компактного поселения одулов является с. Нелемное Верхнеколымского улуса Якутии.

Точных данных о численности лесных юкагиров в к. XX– нач. XXI вв. нет, так как в официальных документах лесные и тундренные юкагиры рассматриваются как один народ. Тем не менее, к социолингвистическим сведениям, касающихся конкретно лесных юкагиров, можно относить статистику по Верхнеколымскому улусу РС (Я) и Магаданской области как территорий преимущественного проживания одулов.

В 2010 г. в Российской Федерации проживало 1603 юкагира, из них 1281 чел. – в Республике Саха (Якутия), в том числе 304 – в Верхнеколымском улусе, и 71 – в Магаданской области.

Юкагирский язык внесен в Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, ЮНЕСКО и Красную книгу языков народов России.

В настоящее время носителей языка лесных юкагиров осталось шесть чел., из них трое проживают в Республике Саха (Якутия) и трое – в Магаданской области. Все знатоки родного языка – люди пожилого возраста.

Письменность юкагирского языка разработана на основе русского алфавита в 1970 г. юкагирским лингвистом Г.Н. Куриловым, официально принята в 1983 г. В «Правилах орфографии юкагирского языка», опубликованных в 1987 г., ученый отметил, что «ввиду слабой изученности диалектов юкагирского языка не все вопросы юкагирской орфографии могли получить достаточно полное и удовлетворительное решение, вследствие этого данный свод правил нельзя считать окончательным» (Курилов, 2003). Действительно, по мнению юкагироведов, по причине малоисследованности языка лесных юкагиров, в частности, фонетики, проблема разработки орфографических норм для этого языка остается актуальной.

Язык лесных юкагиров изучается как предмет с  1 по 11 классы в школе с. Нелемное. Также преподавание юкагирского языка осуществляется в Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и на кафедре северной филологии Института языков и культур Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Проблема разработки учебников и учебных пособий по юкагирскому языку очень актуальна. По языку лесных юкагиров имеются буквари для 1 класса, изданные в 1993 г. (И.А. Николаева, В.К. Спиридонов) и в 2022 г. (Л.Н. Демина, П.Е. Прокопьева, А.Е. Прокопьева, А.Н. Миронова). Начиная с 2000 г., вышло в свет свыше 30 пособий, в том числе на электронных носителях, авторами и составителями которых являются ученые, учителя, носители языка (В.Г. Шалугин, И.А. Николаева, Л.Н. Демина, Л.Н. Жукова, П.Е. Прокопьева, А.Е. Шадрина, А.Е. Прокопьева, А.Н. Миронова). Среди изданий – юкагирско-русский и русско-юкагирский словари, учебно-методическое пособие и аудиопособия для  детского сада, юкагирско-русский и русско-юкагирский разговорники, занимательные азбуки, литературное чтение для младших классов, художественные произведения для детей, образцы фольклора и др.

Научная и научно-популярная литература на языке лесных юкагиров представлена публикациями фольклорного наследия юкагиров и словарями. Крупнейшими из фольклорных сборников являются «Материалы по юкагирскому языку и фольклору, собранные в Колымском округе» В.И. Иохельсона (1900; 2005), «Фольклор юкагиров Верхней Колымы» в 2-х частях под ред. И.А. Николаевой (1989) и том «Фольклор юкагиров» 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», составленный Г.Н. Куриловым (2005). Имеются следующие словари: юкагирско-русский и русско-юкагирский словари, включенные в монографию В.И. Иохельсона «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы» (1926); юкагирско-русский словарь Н.И. Спиридонова – Текки Одулока (сост. А.А. Бурыкин) (2003 г.); двуязычные школьные словари В.К. Спиридонова (1997) и И.А. Николаевой, В.Г. Шалугина (2003), юкагирско-русский словарь П.Е. Прокопьевой и А.Е. Прокопьевой.

Художественная литература на языке лесных юкагиров появилась сравнительно недавно. К ней относятся книжка «Чолҕораадиэпэ» с переводами на одульский язык русских народных сказок, рассказов и стихотворений русских писателей (2000); «Рассказы для детей», автором которых является носитель языка и традиционной культуры лесных юкагиров В.Г. Шалугин (2004); сборник сказок «Коории-Коори и Пэлэм-Пэлэм» Н.Н. Курилова (2009), где перевод на язык лесных юкагиров осуществлен одулкой А.Е. Шадриной; стихи, рассказы и сказки Л.Н. Деминой, вышедшие как самостоятельные книги и как часть различных учебных пособий (2005; 2011; 2013–2015; 2020–2022).

В средствах массовой информации материалы на языке лесных юкагиров выпускаются по мере возможности в газете коренных малочисленных народов Севера «Илкэн» (г. Якутск), на радиопередаче и в телепрограмме «Геван» республиканской национально-вещательной компании «Саха», которые выходят на языках аборигенных народов Якутии.

Язык лесных юкагиров представлен в интернет-пространстве. В 2010 г. открылся сайт для коренных малочисленных народов Севера «Книгакан» Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина (г. Якутск), который содержит электронные версии книг на одульском языке. С 2011 г. действует Арктический многоязычный портал Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, где помещены фольклорные и переводные тексты на языке лесных юкагиров, в том числе их аудиоверсии. Статьи на языке выходят на сайте газеты «Илкэн». Различные материалы на языке лесных юкагиров (языковые, фольклорные, учебные) размещены на сайтах лингвистов-юкагироведов, Нелемнинской СОШ.

Несмотря на то, что юкагирский язык имеет в РС (Я) статус официального языка в местах компактного проживания народа, в сфере административной деятельности он фактически не используется. В юкагирском селе Нелемное употребление языка лесных юкагиров ввиду отсутствия естественной языковой среды ограничено использованием в официальных документах администрации терминов, связанных с местным самоуправлением, таких как «Суктул» (юкагирское название формы местного самоуправления), «аниджа» («глава»).

С уходом из жизни последних носителей языка и культуры лесных юкагиров одульский язык практически исчез из тех сфер, в которых он еще до недавнего времени сохранял свои определенные позиции – это сферы традиционной хозяйственной деятельности и семейно-бытовая.

Вместе с тем следует констатировать, что предпринимаемые меры по сохранению и возрождению юкагирского языка, особенно в области образования, дают некоторые положительные результаты. Юкагиры все больше проявляют интерес к изучению языка и культуры своих предков. На примере верхнеколымских одулов можно отметить увеличение количества людей, использующих отдельные юкагирские слова во внутрисемейном и дружеском общении. Одульский язык, песни, танцы, сказки юкагиров стали неотъемлемой частью различных культурных мероприятий в с. Нелемное.

Источники:

  1. Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. С-Пб, 1900. Ч. I. 238 с.
  2. Иохельсон В.И. По рекам Ясачной и Коркодону. Древний и современный быт и письмена // Известия Русского Географического общества. С-Пб, 1898. Т. 34. Вып. 3. с. 257–292.
  3. Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризованные тунгусы / Пер. с англ. В.Х. Иванова, З.И. Ивановой-Унаровой. Новосибирск: Наука, 2005. 675 с.
  4. Крейнович Е.А. Юкагирский язык / Языки народов СССР. Л., 1968. Т. V. с. 435–452
  5. Курилов Г.Н. Лексикология современного юкагирского языка: (Развитие лексики и роль в нем якутского языка). Новосибирск: Наука, 2003. 288 с.
  6. Симченко Ю.Б, Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976. 311 с.
  7. Спиридонов Н.И. Одулы [юкагиры] Колымского округа / «Советский Север», 1930. № 9–10. с. 166–214.