Юкагирские языки

Лукина М.П.

Юкагирские языки

Юкагиры (самоназвание одул/wадул) считаются древнейшими насельниками Северо-Востока Азии. В настоящее время, юкагиры проживают, в основном, в Республике Саха (Якутия) Российской Федерации.  По мнению большинства ученых, праюкагиры прибыли на Северо-Восток Азии и начали обживать суровые края современной территории Якутии около 6 тыс. лет назад.

Древнейшая история юкагиров все еще покрыта мраком неизвестности.
Однако в науке уже существует ряд гипотез и предположений об этническом прошлом юкагиров. Суммируя их, французский этнолог Б. Шишло писал: «С точки зрения антропологии проблема происхождения юкагиров важна также для понимания этнической истории многих народов Северной Азии. В. Йохельсон считал юкагиров связанными с индейцами Северной Америки. По его теории, юкагиры перешли Берингов пролив во время
ледниковой эпохи, а после отступления ледника вернулись опять в Сибирь. А. Окладников полагал, что юкагиры являются потомками древнейшего населения Якутии, а М. Левин писал, что они составляли все неолитическое население не только бассейна Лены, но и Прибайкалья. Этот субстрат, уральский по происхождению, он связывал на востоке с юкагирами, а на западе с лопарями. Территория Среднего Енисея была зоной контактов между ними» [11].

Известно, что древние одулы (юкагиры) были полуоседлыми охотниками и рыболовами. Долгое время они жили в полной изоляции в суровых условиях Арктики и Субарктики, пока с юга не хлынули на север тунгусо-язычные племена. В. Туголуков, известный этнограф и тунгусовед, писал об этом так: «Но вот в XII или XIII в. из горно-таежного Забайкалья начали расселяться по северу Сибири тунгусы. Тунгусов было не так много, однако перед «древними юкагирами», знавшими лишь каменные и костяные орудия, они имели неоспоримое преимущество: умели ездить верхом на оленях, изготовлять железные топоры, пики и наконечники стрел. Встреча
тунгусов и «древних юкагиров» произошла, скорее всего, на Вилюе и
Нижнем Алдане. В результате часть «древних юкагиров» была уничтожена
тунгусами в ходе сражений, часть поглощена благодаря взаимным бракам,
а часть ушла еще дальше на север — в верховья Яны, Индигирки, Колымы
и Анадыря, а также в лесотундру и тундру» [10].

Отдельные случаи столкновений юкагиров с тунгусами продолжались
до XVII в., когда на севере Восточной Сибири появились русские. Они
обнаружили остатки 14 юкагирских племен, обитавших на обширных пространствах от низовьев Лены до среднего течения Анадыря. Согласно ясачным книгам, юкагиров в то время было более 5 тыс. человек. Однако вскоре численность их сократилась почти в 10 раз. Это произошло после опустошительных эпидемий оспы, унесших с собой 11 из вышеуказанных 14 групп юкагиров, — чудом выжили только алаи (нижнеколымские юкагиры) и когимцы (верхнеколымские юкагиры), а также обрусевшие чуванцы. Поэтому единственными носителями языка и культуры предков оказались лишь тундренные и лесные юкагиры. Но и они под воздействием соседних народов постепенно начали утрачивать родную культуру. Вот почему В. Йохельсон, выдающийся исследователь духовной и материальной культуры юкагиров, в 1900 г. писал: «Изучение языка, на двух наречиях которого говорят теперь всего около 500 человек (200 чел. на верхнеколымском наречиии 300 на тундренном), есть труд весьма неблагодарный в практическом отношении, но, смею думать, для этнологии результаты этого изучения имеют тем большее значение, что в них собрана значительная часть из того,что еще сохранилось о языке и фольклоре древнего племени крайнего Северо-Востока Азии, племени, дни которого сочтены. Через несколько десятков лет юкагирский язык может исчезнуть, а племя, как таковое, прекратит свое существование, отчасти вымерев, отчасти растворившись в других племенах, и имя этого народа не будет пустым звуком» [2].

Ныне, по происшествии целого столетия после написания этих слов,
этническое положение юкагиров выглядит не столь удручающе. Об этом
свидетельствует хотя бы тот факт, что, согласно переписи населения комитета государственной статистики РС (Я) 2003 года в Республике проживало 579 юкагиров: в Верхнеколымском районе – 225, в Нижнеколымском – 280, а остальные 74 — в других северных районах. [5, с.19]. По самым последним данным, численность юкагиров растет за счет тех из них, кто восстановил в паспортах свою национальную принадлежность.

Как отмечалось выше, единственными носителями юкагирского языка
являются лесные и тундренные юкагиры.При этом после В. Иохельсона в
языкознании прочно утвердились термины «колымский диалект» и «тундренный диалект», отражающие существенные различия в языках названных групп юкагиров. Подобный взгляд на особенности существующих языков юкагиров появился в те времена, когда так называемый тундренный диалект еще не был подвергнут всестороннему научному описанию. В связи с этим отметим, что В. Йохельсон описал лишь язык лесных юкагиров.
В 1906 г. он опубликовал работу «Essay on the grammar of the Jukaghir language». Русский перевод данного очерка вошел в сборник «Языки и письменность народов Севера» [3].

 В 30-е годы XX в. изучением тундренного диалекта занялся молодой ленинградский этнограф Е.А. Крейнович. Однако во времена культа личности Сталина он был репрессирован и свою монографию «Юкагирский язык» сумел опубликовать лишь в 1958 г. [7]. Уже тогда Е.А. Крейнович начал сомневаться в правомерности существующего противопоставления языков лесных и тундренных юкагиров только как диалектов. Но печатно он заявил об этом лишь в 1968 г. в статье «Юкагирский язык», вошедшей в пятитомник «Языки народов СССР» [8]. Дальнейшие исследования вопросов юкагирского языка, показали, что Е.А. Крейнович был совершенно прав, говоря о необходимости квалифицировать так называемые юкагирские диалекты как самостоятельные, но близкородственные языки [9]. Более того, сопоставление лексических единиц из словаря Ф. Матюшкина [4] с соответствующими единицами языков лесных и тундренных юкагиров показало, что обрусевшие чуванцы и исчезнувшие во время эпидемии оспы омоки также имели, по всей вероятности, свои самостоятельные языки. Это позволяет предположить, что некогда на обширных пространствах Северо-Востока Азии существовал не один народ, а целая семья народов с близкородственными языками. Поэтому язык и культуру юкагиров Якутии можноназвать последними живыми угольками потухшего огромного костра циркумполярной культуры древних охотников и рыболовов.

Юкагирский язык в свое время был определен как изолированный, не
имеющий родственных связей ни с одним из известных в науке языков мира.

Однако В. Йохельсон считал, что юкагиры по особенностям языка и культуры тяготеют к палеоазиатам и палеоиндейцам. «Если по физическим свойствам современного юкагира трудно выделить в особый от тунгусо-ламутской ветви монгольской расы тип, то его духовная культура – язык, верования, народное творчество и общественный строй – указывает на его родство с древними народностями Северо-Восточной Азии и племенами
северо-западных берегов Америки. Доказательством такой связи могут также
служить юкагирские письмена, весьма схожие на рисунки чукоч, чертежи
эскимосов и иероглифическое письмо североамериканских индейцев» [1].

Точка зрения В. Йохельсона в дальнейшем не получила поддержки, так как после появления в 1940-х годах статьи Б. Коллиндера [13] о родстве юкагирского языка с финно-угорскими и самодийскими языками основное внимание ученых вращалось вокруг вопроса о том, прав или нет шведский лингвист в своих утверждениях. Вопрос этот не получил еще однозначного решения. Однако, продолжение исследований в этой области позволило выдвинуть гипотезу об отдаленном родстве юкагирского языка с уральскими языками [6]. Изучение генетических связей юкагирского языка в последней четверти XX века показало, что многие грамматические и лексические элементы являются общими с финно-угорскими и самодийскими языками [7]. 

Юкагирские языки (язык тундренных юкагиров и язык колымских юкагиров) внесены в Атлас языков мира ЮНЕСКО, находящихся под угрозой исчезновения и Красную книгу языков народов России. Юкагирские языки все еще остаются одними из самых слабоизученных языков Севера. Малоизучены фонетика, синтаксис юкагирских языков и многие вопросы морфологии. Как уже отмечалось, описание грамматического строя названных языков дано в работах В. Йохельсона и Е.А. Крейновича. До них три статьи по вопросам морфологических особенностей юкагирского языка написал А. Шифнер. Кроме того, проблема генетического родства юкагирских языков с уральскими освещалась в исследованиях таких зарубежных ученых, как X. Паасонен, Б. Коллиндер, О. Тайер, И. Ангере, В. Феенкер и др. И. Ангере к тому же составил небольшой словарь языка лесных юкагиров [12] на основе материалов В. Йохельсона.

Более широкое и целенаправленное изучение фонетики, лексики и
грамматического строя юкагирских языков было начато в конце 1960-х годов в Институте языка, литературы и истории (ИЯЛИ) Якутского филиала
Сибирского отделения Академии наук СССР. В последние годы исследованием различных вопросов юкагирского языка занимаются Г.Н. Курилов, И. Николаева (Москва) и Е. Маслова (Санкт-Петербург) и научные сотрудники ИГИиПМНС СО РАН (Якутск).

Литература

  1. Иохельсон В. По рекам Ясачной и Коркодону. Древний юкагирский быт и письмена // Изв. Русск. геогр. о-ва. – 1898. – Вып. III. – С. 33.
  2. Иохельсон В. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. – СПб., 1900. – С. XV.
  3. Иохельсон В. Одульский (юкагирский) язык // Языки и письменность народов Севера. – М.; Л., 1934. – Ч. III. – С. 149 – 180.
  4. Матюшкин Ф. Собрание слов чуванского и омокского языков // Врангель Ф.П. Прибавления к путешествию по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенному в 1820, 1821, 1822, 1823 и 1824 годах. – СПб., 1841.
  5. Некоторые показатели социально-экономического положения районов проживания малочисленных народов Севера за 1990, 1995, 1999 – 2003 годы. Статистический сборник № 161/6886 /Комстат Республики Саха (Якутия). Якутск, 2004.
  6. Николаева И.А. Проблема урало-юкагирских генетических связей: автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.02.07 – финно-угорские языки. М. 1988. – 23 с.; К реконструкции праюкагирского языкового состояния (инлаутный консонантизм) // Язык-миф-культура народов Сибири: Сборник научных трудов. Якутск. 1988. С.  43 – 48.
  7. Крейнович Е.А. Юкагирский язык. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1958. – 288 с.
  8. Крейнович Е. Юкагирский язык // Языки народов СССР. – Л., 1968. – Т. V. – С. 435 – 452.
  9. Курилов Г.Н. Современный юкагирский язык. Якутск, 2006.
  10.  Туголуков В. Кто вы, юкагиры? – М., 1979.
  11.  Шишло Б. Юкагиры. Прошлое. Настоящее. А будущее? — Sibirica, 1983.
  12.  Angere J. Jukagirische-deutsches Worterbuch. Zusammengestellt auf Grund der Texte von W. Jochelson. – Wiesbaden, 1957.
  13.  Collinder B. Jukagiriscund Uralisch // Uppsala Univ. Arrskrift. – 1940. – Vol. 8.