Демина Л.Н

Рассказ Любови Николаевны Деминой, носителя языка и традиционной культуры лесных юкагиров, о себе, юкагирах, юкагирском языке.

Мэт уйсьоон оодьэ Унмун йомулгэ, Магаданский областькэ, Балыгычангэ.

Мэт эмэй, Дьячкова Екатерина Николаевна, хорходондьиипэн одулэк.

Эмэй лэйдиильэлум ниҥгэй йахтэплэк, чуульдьиипэлэк. Тудэл мит Унмун-эмэйгэлэ иськом йахтариинумлэбэдэк. Ходо титтэл тудаа хоннуннуҥи Унмунгэн, ходо оожиидиэ подьохаанудэ оҕоосьиинуй, ходо мит лэбиэ чохосьаалпэгэн омоонуннуй. Таат тудэл чайкаптиэпэгэлэ йахтариинуннум, ходо титтэл пойнаасьит мэрэйнуҥи, оожиидиэпэгэн чаҥдайнудэ. 

Одулпэ иҥэр, титтэ шоромопньэ, йукоодьэ Унмун унуҥдиэпэгэн модоонуҥи. Мэт эмэй миибэги хорходондьиипэ, магадан шоромопул. Титтэл нумэ йэкльэ эйриэнуҥи, анилэ иксьиинуҥа. Чомоолбэнгэлэ куддиэнуҥа, чолҕороплэ, нодогэлэ. Пушнинэлэ промышляйт эйриэнуҥи. Пугэмэ лэбэйдиилэ шахальашнуҥа. Одун лэбэйдиигэлэ анураануҥа. Шибисьэлэ, кэйлэбэйдиигэлэ шахальашнуҥа. 

Тудаа урасаапэгэ модоонуннуҥи. Чиэдьэмэ таҥ титтэл урасаапэгэлэ хаарэ шартаануннуҥа, таа молҕоддого лосьилэк пиэдиинуҥилэ. Пугэмэ таҥ титтэ урасаагэлэ өнмиэдиэ шаанхаарэ шартаануннуҥа.

Тоукэплэ мойнуҥа, охотэҥин эйрэдин, миидьиипэ аадэдин.

Таат шилльэ параагэ одупэ иркин местэҥин чуөньэштин кэбэйнуҥи. Карбаспэ, минопэлэк, анабускаапэлэк, эксьильпэлэк аадин, таат Унмунгэн мидот эйрэдин.

Йархэ кэбэйлукэ, Унмун оожиийгэн йиэриэнуҥи Верхнеколымскэйҥин. Таа Прорва местэгэ ньэнуннуҥи чахадандьиипэньэ. Таат иськом, поорэ параа кэлдэгэ, чахадандьиипэ хорходондьиипэньэ, таҥ Прорвагэ ньэнугут, айаануҥи. Таат таа праздникэк оонуннуй, Шахаджибэлэк. Таа шоромопул чумут «Лоҥдолгэлэ» лоҥдаануҥи, лэбиэлэк, оожиилэк, лосьилэк лэгитиэнуҥа.

Йахтаануҥи, ньэкиэйиэнуҥи, уөҥоойоонпэ ньэйуөт ньэлэйтэйнуҥи, таат тэрикэсьнуҥи. Чуму чоҕосьаалпэгэн подьорхо айии лосьилпэгэлэ пиэдиинуҥа. Таатмиэй праздникҥин мэт стихилэк шурэлэшмэ «Шахаджибэгэ ньэйуөлэк»:

Мит ньэйуөл миэдаануйэ,

Чиэдьэ улумуй лаҥи,

Мит унуҥ шэльгэйльэл,

Хайбись поорэ киэсь.

Пуччиипэ йахтаануҥи,

Мит айаат лоҥдаануйли,

Ньэйуөдин льэт, айаануйли,

Лэбиэ шөрилэдэсь.

Лосилпэлэк пиэдэҥил

Мит чоҕось будиэпэгэн.

Йэльоодиэдиэ амлуйги

Айбиинуй оожиидиэпэгэн.

Йумусьэпул лоҥдаануҥи,

Пиэрипэпкии пойнаануннуй,

Мит одулдиэпэ лоҥдопки

Ниҥиэгэ мэ альаануннуй.

Тиҥ омосьо лоҥдолэк

Мэт тэтин тадиитэйэ,

Таат мит ньэйуөл эл нуктэйэк

Лэбиэгэ ойльэтэй.

Чугоон-чугоон йөмгиинудэ,

Тоттот кужуугэ, лоҥдоҥик,

Та! Лоҥдоҥик, мит кэнмэпул,

Йахтаҥик, хм-хэй-ха!

Таҥ чуөльэд омниипэ праздникки идьии иськом Нелемнэйгэ аануннуҥа.

Мит одун ажуу иильисьоодэк. Мэт тудаа Текки Одулок Нелемнский школагэ мит одун ажуу тадиинулбэдэк. Идьии мэт пенсионер оодьэ, стихипэлэк, йахтэплэк, ньиэдьиилпэлэк одул титэ шурлэшнумэ.

Митин мит чуөльэд омнии шоромопул омосьэ фольклорный материалпэгэлэ поньошльэлҥа, тамун учёный-фольклористэпул шахальашут шурэлэшоопэги. Таҥ наследие льэдэгэ, идьии книгэпул ниҥгоо укэйнуҥи мит йообии одулпэ ажуулэ. 

Идьии одуд ажуу лэйдиийоонпэ чаалоот поньооҥи, таҕанэ тит, мит ажуу льэгэн монут, мит уйисьиили.

Нелемнский школагэ чаашэт одул ажуугэлэ тадиинуҥа. Уөрпэпул одул ажуулэ йахтаануҥи, стихипэлэк пундуунуҥа, постановкапул эгэтэсьнуҥа. Мит лэйдиийили мит одун ажуу льэт льэтэй!

Я родилась в верховьях реки Колымы, в Магаданской области в селе Балыгычан.

Моя мама, Дьячкова Екатерина Николаевна, коркодонская юкагирка. Мама знала много старинных песен, сказок. Часто пела песни о родной матушке-Колыме, о том, как кочевали по реке, любуясь ее чистыми водами, красотами природы по берегам рек. Воспевала белоснежных чаек, сопровождавших их при кочёвках.

По небольшим колымским речкам жили отдельные семьи юкагиров. Мама была из рода Коркодончи, магаданских юкагиров. Основным занятием их были охота и рыболовство. Промышляли в основном лося, охотились на мелкого зверя, птицу. Занимались пушным промыслом. Летом собирали ягоды. Любимой ягодой юкагиров была голубика, юкагирская ягода. Собирали также шиповник и бруснику.

В прошлом жили в урасах. Зимой урасу покрывали шкурами, внутри разводили огонь. А летом урасу покрывали корой лиственницы. 

В хозяйстве держали собак. Собаки были для перевозки грузов и охотничьи.

 Ближе к весне уходили на весновку, где готовились кочевать по Колыме. Делали плоты мино, карбасы, ветки, лодки-долблёнки.

После ледохода, по чистой воде спускались по Колыме до села Верхнеколымск. Там в местечке Прорва встречались с Ясачными юкагирами, родом Чахаданчи. Так каждую весну происходила долгожданная встреча двух родов Коркодончипэ и Чахаданчипэ. Устраивался совместный праздник Шахаджибэ. 

На этом празднике люди танцевали круговой танец «Лондо», совершались обряды кормления огня, воды, земли. Люди пели песни, соревновались в ловкости, молодые знакомились, создавая новые юкагирские семьи. Костры по берегам горели день и ночь. Об этом празднике я написала стихотворение «Встреча на празднике Шахаджибэ»:

Это встречи ждал я

Долгою зимою,

И река проснулась

Раннею весною.

С пеньем птиц веселых,

С плеском шумных волн

В дружном хороводе

Вновь танцуем и поем.

Яркие костры

Пылают над рекой,

Отражаясь в речке

Нежною зарей.

Как легко танцует

Пара лебедей,

Светлый танец «Лондо»

Ты в душе моей.

Этот дружный танец

Я дарю тебе,

Нет прекрасней встречи

На родной земле.

Все быстрей кружимся,

Легки как облака,

Потанцуем, братья,

Дружно, хм-хэй-ха!

Этот старинный юкагирский праздник и в наши дни ежегодно празднуется в селе Нелемное.

Наш юкагирский язык очень красивый, мелодичный. В свое время я преподавала юкагирский язык в Нелемнской средней школе имени Текки Одулока. Сейчас я на пенсии, пишу стихи, песни и рассказы на родном языке. 

До нас от наших предков, благодаря учёным-фольклористам разных времён, дошло немало фольклорного материала. Этот бесценное наследие позволяет сейчас издавать много книг на нашем родном языке.

В настоящее время носителей языка осталось немного, но мы стараемся возрождать наш язык.

В Нелемнской средней школе преподаётся юкагирский язык. Дети читают стихи, поют песни, делают постановки на родном юкагирском языке. Есть надежда на возрождение родного юкагирского языка!