Сигуней Светлана Михайловна,
преподаватель долганского языка,
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Таймырский колледж»
ДОЛГАННАР ТЫЛЛАРА
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный райоӈӈа административный центыра Дудинка. Таймырга үгүс омуктар олорор. Гинилэртэн уон тыhычча киhи кыра аксааннаак дьоннор: долганнар, ненецтар, нганасаннар, эвенкалар, энецтар.
Таймырга биэс тыhычча биэс hүүс киhи долганнар олороллор. Аӈардара – икки тыhычча киhи– Анабарский улууска hирдээктэр.
Долганнар Дудинский онно Хатангский райоӈӈа олороллор. Дудинский административный центара – город Дудинка. Дудинский райоӈӈа 5 поселокка долганнар олороллор: Волочанка, Усть-Авам, Хантайское озеро, Левенские Пески. Сельский поселение Хатангага уон поселок баар. Село Хатангаттан үhэ тураллар – Кресты, Новая, Хета, Катырык. Хатангаттан аллараа тураллар Жданиха, Новорыбная, Сындасско, Сопочная поселок. Аллара поселоктарга төрөөбүт тылларын үчүгэйдик билэллэр, саӈараллар. Үhэгии оголор тылларын билбэттэр. Кергэттэрэ эрэ кэпсэтэллэр.
Долганнар тыллара – эдэр тыл. Гини алтайский семьяга киирэр (якутская подгруппа тюрских языков). Гини уон аксыс – уон токсус үйэгэ үөскээбитэ. Гиниэкэ саха, эвенкилар, ньууччалар тыллара киирбит. Ол иhин долган лексикатыгар сахалыы, эвенкийскайдыы, ньууччалыы тыллар бааллар.
Колобур: күн, каллаан, тыал, каар, төбө, илии, атак.
Оленеводческай лексиката барыта эвенкийский саӈалар киирбиттэр: бугдии, чээлкээ, дьукаа, абалакан (2-х годовалый олень), лабыкта, атааки, лөрүө.
Ньуучча тыллара – заимствованный hаӈалар. Колобур: учитал, ускуола, hиэркэлэ, муоста, купыас, hиэркэп, паскаал, боскуой.
Долганнар тылларыгар hүүрбэ гласнай звуктар бааллар. Агыс кылгас звук: ы, а, о, у, и, э, ү, ө. Агыс уhун звук: ыы, аа, оо, уу, ии, ээ, үү, өө.
Түөрт дифтоннар: ыа, уо, иэ,үө.
Долганнар алфавитыгар отут hэттэ буква баар. Отут үс ньуучча алфавитыттан, түөрт долгааннар буквалара: ү, ө, ӈ, h, hорок буквалар ньуучча эрэ тылыгар hуруллаллар. Колобур: журнал, вертолет, фонарь, цирк. Мягкий знактаак тыллар Д онно Н эрэ кэнниттэн hуруллаллар. Колобур: иньэ, дьиэ.
Долган тылыгар инники рядтаак онно кэнники рядтаак гласнайдар бааллар. Гармония гласных законунан биир тылга инники рядтаак эрэ, дуу кэнники рядтаак эрэ гласнай турар. Колобур: табаhыттар, көмөлөспүтүм, уучактанна.
Бары тюркский тыллар көрдүк hаӈа тыллар аффикстартан үөскүүллэр.
Имя существительнай – аат тыл. Предметтары ааттыыр тыл. Ким? туок? кимий? тугуй? диэн ыйытабыт. Имя прилагательнай, предметтар кайдактарын көллөрөр тыллар. Кайдагый? Каннык? диэн ыйыталлар. Глагол – предмет тугу гынарын көллөрөр тыл. Тугу гынар? тугу гыналлар? диэн ыйытыылар.
Долган тылыгар агыс падеж баар:
Основной падеж — ким? туок?
Частный падеж — кимнэ? туокта?
Винительный – кими? туогу?
Дательный – кимиэкэ? туокка?
Исходный – кимтэн? туоктан?
Совместный – киминниин? туоктуун?
Сравнительный – кимнээгэр? туоктаагар?
Орудный — киминэн? тугунан?
Синтаксиска: этиигэ маннай подлежащай турар, этии бүтэригэр сказуемай турар. Колобур: Иньэм миниэхэ огуруолаах hону тиктэ. Убайым элбэк кыылы бултаата.
Долган тылын аны Таймырга уон hэттэ усколага, биир колледжка үөрэтэллэр. Онно hуурбэ долган тылын учуутала үлэлиир. Дудинкага долган тылын оголор икки усколага үөрэтэллэр. Онтон колледжка долган тылын отут-отуттан тахса студент үөрэтэр. Таймырскай колледжка үгүс мероприятие буолаллар. Профоориентация онтон профмастерство конкурстара. Биhиги оӈороочубут конкурстары WorldSkills гиэнин, ArcticSkills гиэнин, онтуӈ аны аата TaimyrSkills, UniorSkills. Ускола оголоро кэлэн колледжка кытталлар.
Бу конкурстарга төрөөбут тыл учууталлара буолар студентар уроктары көллөрөллөр. Урок таhынан гинилэр проектары оҥороллор, национальнай культурага таҥастары, сувенирдары, куклалары оҥороллор. Ол куклалар биэс кыра аксаааннаак омук тылынан саӈарыахтара.
ЯЗЫК ДОЛГАН
Административным центром Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является город Дудинка. На Таймыре живет много разных народов. Из них 10 000 – представители коренных малочисленных народов Севера: долганы, ненцы, нганасаны, эвенки, энцы. На Таймыре живет 5500 долган. Меньшая половина – две тысячи долган – проживает на территории Анабарского улуса.
Долганы расселены в Дудинском и Хатангском районах. В Дудинском районе административный центр – город Дудинка. Долганы проживают в Дудинском районе в 5 поселках: Волочанка, Усть-Авам, Хантайское озеро, Левенские Пески. В Хатангском районе 10 сел. Выше села Хатанга расположены села Кресты, Новая, Хета, Катырык.
Ниже Хатанги расположены села Жданиха, Новорыбная, Сындасско, Сопочная. В селах Нижнего Куста родной язык знают хорошо, разговаривают. Дети из Верхнего Куста не разговаривают по-долгански. Слышат только язык в семье.
Язык долган считается молодым языком. Он входит в алтайскую семью языков, в якутскую подгруппу тюрских языков. Долганский язык возник в XVIII-XIX веках по воздействием якутского, эвенкийского, русского языков. Об этом говорит лексический состав долганского языка, в котором много якутских, эвенкийских, русских слов. Например, якутские слова: күн `солнце`, каллаан `небо`, тыал `ветер`, каар `снег`, төбө `голова`, илии `рука`, атак `нога`. Оленеводческая лексика вся эвенкийского происхождения, например: бугдии `пёстрый (о масти оленя)`, чээлкээ `белый (о масти оленя)`, абалакан `2-х годовалый олень`, лабыкта `мох`, атааки `паук`, лөрүө `бабочка`.
Русские слова – заимствованная лексика. Например: учитал `учитель`, ускуола `школа`, hиэркэлэ `зеркало`, муоста `пол`, купыас `купец`, hиэркэп `церковь`, паскаал `календарь`, боскуой `красивый`.
В долганском языке выделяется 20 гласных звуков: 8 кратких (ы, а, о, у, и, э, ү, ө), 8 долгих гласных (ыы, аа, оо, уу, ии, ээ, үү, өө) и 4 дифтонга (ыа, уо, иэ,үө).
Долганский алфавит содержит 37 букв, 33 буквы из русского алфавита и 4 долганские буквы: ү, ө, ӈ, h. Некоторые буквы используются только в русских заимствованиях. Например: журнал, вертолет, фонарь, цирк. Мягкий знак при написании слов используется после букв Д и Н. Например: иньэ `мать`, дьиэ `дом`.
В долганском языке гласные звуки подразделяются на переднерядные и заднерядные. В соответствии с законом гармонии гласных в одном слове могут использоваться только гласные одного ряда, или только переднерядные, или заднерядные. Например: табаhыттар `оленеводы`, көмөлөспүтүм `помог (я)`, уучактанна `заимел верхового оленя (он)`.
Как и во всех тюркских языках, новые слова образуются при помощи аффиксов.
Имя существительное – слово, которое называет предметы. Отвечает на вопросы ким? туок? кимий? тугуй? `кто? что?` Имя прилагательное показывает качество предметов. Вопросы: кайдагый? каннык? `какой? какой
(из них?)`. Глагол показывает действие, отвечает на вопросы тугу гынар? тугу гыналлар? `что делает? что делают`.
В долганском языке выделяется 8 падежей.
Основной падеж — ким? туок? `кто? что?`
Частный падеж — кимнэ? туокта? `кого? чего?`
Винительный – кими? туогу? ` кого? что?`
Дательный – кимиэкэ? туокка? `кому? чему?`
Исходный – кимтэн? туоктан? `от кого? от чего?`
Орудный — киминэн? тугунан? `кем? чем?`
Совместный – киминниин? туоктуун? `с кем? с чем?`
Сравнительный – кимнээгэр? туоктаагар? `по сравнению с кем? по сравнению с чем?`
В синтаксисе предложение строится следующим образом: сначала стоит подлежащее, сказуемое стоит в конце предложения. Например: Иньэм миниэхэ огуруолаах hону тиктэ. `Моя мать сшила мне пальто с бисером.` Убайым элбэк кыылы бултаата. `Мой старший брат добыл на охоте много зверей.`
В настоящее время долганский язык на Таймыре изучают в 17 школах и в одном колледже. Долганский язык преподают 20 учителей. В Дудинке долганскому языку обучаются в двух школах. А в колледже изучают долганский язык 30, более 30 студентов. В Таймырском колледже организуется много мероприятий. Среди них разные профоориентационные, конкурсы профмастерства. Мы проводим конкурсы WorldSkills, ArcticSkills, он теперь называется TaimyrSkills, UniorSkills. Школьники приходят в колледж, участвуют в них.
На этих конкурсах студенты, готовящиеся стать учителями родных языков, проводят открытые уроки. Во внеурочное время они готовят разные проекты, по национальной культуре изготавливают различные изделия, сувениры, кукол, шьют одежду. Эти изготовленные куклы заговорят на пяти языках коренных малочисленных народов Севера.