Самсонова Л.Н.
Культура поведения и русский речевой этикет
Уважаемые посетители мультимедийного музея, мы подготовили для вас цикл лекций по культуре поведения и русскому речевому этикету. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета и речевого поведения, но и понимать их необходимость. Умение вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Правила этикета и речевого поведения, содержащиеся в этом разделе, помогут вам узнать много нового, полезного и интересного.
Введение
Этикет (франц. etiquette) — это свод правил поведения, принятых в обществе, устанавливающий порядок поведения, который дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы достойного поведения и общепринятой вежливости для культурного общения между собой на различных уровнях общества, при этом в процессе общения учитывать в своем поведении интересы других.
Само слово этикет употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручались карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки – «этикетки» и дали название этикету.
Понимая под этикетом систему устоявшихся взаимных ожиданий, одобряемых «моделей» и правил общения между людьми, следует указать, что реальные нормы поведения и представления о том, как надо поступить, меняются со временем. Современный этикет рекомендует выходить из лифта первым тому, кто находится ближе к двери. Женщина надевает пальто сама, но если у нее при этом случаются затруднения, мужчина обязан помочь ей. Таким образом, правила этикета не являются абсолютными, они относительны, соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.
Различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Английский писатель XVIII века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира, или Письма китайского философа» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.
Одним из основных принципов жизни в современном обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. В жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.
В этой связи одной из самых необходимых норм и оснований этикета выступает вежливость. Истинная вежливость доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми приходится общаться.
Другими важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость. Они подразумевают внимание, глубокое уважение к тем, с кем общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.
Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальном уровне, но и дома. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок; ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
Правильно вести себя в различных ситуациях может помочь не только такт, но и деликатность, которая подскажет, как подойти к человеку, чтобы не оскорбить, не обидеть его, не коснуться больного места, а, напротив, постараться помочь ему, вывести из затруднительного положения. По мнению же создателя Гулливера – Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Обязательное условие тактичности – это уважение к другому, проявляющееся, в частности, в умении выслушать его, в способности быстро определить реакцию собеседника на ваше высказывание, поступки и при необходимости самокритично, без ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит вашего достоинства, а, наоборот, укрепит его в глазах людей, выявив такую вашу ценную черту, как скромность. Ведь скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем скромность не должна проявляться в робости и застенчивости. Напротив, скромные люди вполне могут оказаться достаточно твердыми и активными в критических обстоятельствах, при отстаивании собственного мнения.
Просто «научиться такту» нельзя – он приобретается не только под влиянием среды и воспитания, но и обусловлен характером и желанием самого человека. Однако развить его, безусловно, можно.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать их необходимость. Умение вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Вольтер сказал: «Этикет – это разум для тех, кто его не имеет». И он прав. Хорошее знание правил этикета и их соблюдение может смягчить отсутствие высокой внутренней культуры, развитого сознания и интеллекта, хотя ненадолго.
Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными (несловесными) средствами: жестами, мимикой, позой, движениями, а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет.
Речевой этикет — это правила речевого поведения, принятые коллективом говорящих и представляющие собой устойчивые формулы общения: это общение, знакомство, приветствие, извинение, благодарность, просьба и др.
По тому, как человек говорит, ходит, сидит, держит себя с людьми, мы можем судить об уважении или пренебрежении его к окружающим, о его культуре.
Все поведение человека на работе, в общественных местах, в семье должно строиться на уважении к окружающим, на вежливости, а это дружелюбие и внимательность во всех, в том числе и в речевых нормах поведения.
Для чего нам вежливость?
Утром мы входим, точнее, протискиваемся в автобус. Кого-то при этом случайно задеваем. В ответ нас обругивают. Настроение, понятно, сразу же портится. Затем мы изливаем свою горечь на товарищей по работе. Достаточно искры, чтобы накопившаяся за день в душе желчь вылилась в ожесточенность по отношению к своим домочадцам.
Между тем существуют, притом с давних времен, правила общения людей – этикет, который может помочь нам избежать излишних нервных волнений. И нам, и всем окружающим.
Эти правила определяют формы взаимодействия людей в самых различных житейских ситуациях – на работе и дома, в театре и за обеденным столом. С XVII столетия они именуются этикетом. Понятие «этикет», появившееся во Франции при дворе короля Людовика XIV, прижилось впоследствии во многих странах мира.
Изобрели правила этикета, однако, не монархи или их придворные. Сами потребности людей во взаимном общении заставляли их устанавливать удобные для всех правила поведения в обществе.
По выражению американского писателя середины прошлого века Г.Д. Торо, этикет «не дает нам вступить в бой». Иными словами, делает нас по отношению друг к другу приветливее, мягче, доброжелательнее.
Этикет, кроме того, помогает общаться людям разных народов и государств. Если язык и культурные традиции у них разные, то основные нормы общения одинаковы. Этикет тем самым становится одним из средств сближения наций.
Даже самый добротный дом не простоит долго на зыбком фундаменте. Подобно тому этикет будет служить благородным целям сближения людей, лишь опираясь на крепкий фундамент. У этикета этот фундамент имеет как бы три слоя.
Первый – нравственный. Это уважение, доверие к людям, доброта, отзывчивость, милосердие.
Уступим мы место кому-то с тяжелой сумкой в руках в транспорте – проявим доброту. Предложим место человеку преклонных лет, женщине с маленьким ребенком – проявим милосердие. Рассадим по правилам этикета гостей за столом – окажем внимание и уважение старшим и пожилым людям.
Второй – эстетический, то есть вкус, чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и в сервировке стола – словом во всем, с чем мы «выходим» в общество.
И, наконец, третий – исторический. Здесь уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Это высказывание характеризует отношение к традициям общения, гостеприимства, пришедших к нам из далекого прошлого.
200 – 300 лет тому назад отдельные нормы поведения в европейских странах приравнивались к законам. Не соблюдавшие их граждане наказывались. В России Петр I в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать».
А великий чешский педагог Я.А. Коменский написал в 1653 году правила поведения для учеников своей многонациональной школы – правила, ставшие фактически руководством по этикету для учителей и учащихся многих стран на целые столетия.
Для создания благоприятного психологического климата в обществе мы должны быть великодушнее, добрее, терпимее друг к другу.
Если мы вежливы, то и дела у нас спорятся, и дома жизнь налаживается, и бытовые проблемы решаются куда менее болезненно.
Немного истории
Еще в Древней Руси люди старались придерживаться определенных правил поведения и речи. Так, в «Поучении Владимира Мономаха» (1053-1125гг.) говорится:
1. При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, не хулить в беседе.
2. Старых чтить, как отца, а молодых — как братьев.
3. Более всего чтить гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол.
4. Не пропустите человека, не приветствуя его, и бодрое слово ему молвите.
5. Что умеете хорошее, не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
И сегодня это поучение детям звучит очень своевременно. Это, так сказать, «вечные» правила поведения в соответствии с этикетом.
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана книга, называемая «Домостроем», которая содержит в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам».
Сокращенное название этого уникального сочинения, написанного Сильвестром, «Домострой», до сих пор известен каждому русскому человеку. Автор «Домостроя» разработал своеобразный кодекс поведения горожанина, основанный на справедливом и гуманном отношении людей друг к другу. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.
В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. Петр I в предисловии к этой книге указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость.
Молодой дворянин должен был быть, прежде всего, честным, с уважением относиться к окружающим, почитать родителей. «В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать и возле их не садиться, и прежде оных не заседать, при них всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных в стороне стоять …».
Впоследствии книга «Юности честное зерцало …» неоднократно переиздавалась в XVIII веке и позднее. С течением времени этикет все больше и больше подвергался европейскому влиянию. Уже во времена царствования императрицы Анны доминирующим стало французское влияние. Признаком хорошего воспитания считалось безупречное владение французским языком, поэтому для воспитания своих детей приглашали французских гувернеров. В крупных городах появились французские парикмахерские, модистки, открылись лавки с модной одеждой. Все истинно русское, национальное стало восприниматься как крепостное, рабское. Такое влияние было достаточно сильным вплоть до Отечественной войны 1812 года, когда сильны стали патриотические настроения. После отмены крепостного права в 1861 году многие сословные различия отошли на второй план. В это время этикет становится достоянием более широкого круга людей. Крестьяне в своей повседневной жизни тоже руководствовались особыми правилами, которые имели в своей основе патриархальные традиции. Главным в крестьянской семье считался старший по возрасту мужчина, к нему относились с большим уважением и почтением. Право первому сесть за стол принадлежало главе семьи. В Санкт-Петербурге в 1890 году была опубликована книга «Жизнь в свете, дома и при дворе».
Октябрьская революция 1917 года резко изменила представления о жизни. С этого момента хорошие манеры, благородство, вежливость, тактичность, владение иностранными языками стали считаться признаком буржуазного общества. «Пролетарские» правила этикета во многом противоречили ранее существующим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины – прекрасными дамами. Все стали товарищами. Большая часть интеллигенции (т.е. воспитанных людей, живущих в соответствии с правилами этикета и нравственными нормами) была вынуждена уехать за границу.
В последнее время соблюдение этикета стало необходимым для успешного существования человека в обществе.
ГЛАВА 1. ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ
Поведение человека
Существующая традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.
Любопытно, что подавленное состояние одного человека плохо воздействует на окружающих.
Постоянная и бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих людей, утомляя их и вызывая раздражение (особенно когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению окружающих).
Таким образом, своим поведением человек не только демонстрирует настроение, но и может передать свое настроение другим людям. И здесь важен не только характер эмоционального состояния человека, но и соответствие этого состояния общей ситуации.
Правилом хорошего тона является умение владеть своими эмоциями, чувствами.
Научитесь управлять своими мыслями. Хорошее настроение во многом зависит от душевного настроя, а не от того, что вы имеете, и не в связи с тем, кем вы являетесь, где находитесь или что делаете. Душевное состояние определяется тем, что вы обо всем этом думаете. По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим – все зависит от того, как мы смотрим на вещи.
Человек зачастую не придает должного значения словам, сказанным в минуту раздражения, или усталости. Однако слова значат не меньше, чем действия и поступки. Не случайно народная мудрость гласит: «Не ножа бойся – языка». Сила слова беспредельна.
При этом произнесенное резкое, грубое слово отрицательно влияет не только на того, кому оно было адресовано, но и на сказавшего это слово, унизив обоих.
Если кто-то нагрубил вам, испортил настроение или просто кто-то или что-то вызвало ваше раздражение, не пытайтесь ответить, что-то сказать или сделать.
Хорошо бы задуматься над вопросом: «Умеете ли вы общаться с людьми и в процессе общения нравиться людям?» Если ответ неизвестен или, что еще хуже, отрицателен, советуем обратиться к книге известного психолога Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». В ней автор формирует правила, следуя которым человек становится интересным собеседником, вызывающим при общении расположение и симпатию окружающих.
Правило первое: искренне интересуйтесь другими людьми. Если вы хотите завоевать друзей, приложите силы к тому, чтобы что-то сделать для других, — что-то, что требует времени, энергии, бескорыстия и заботы.
Правило второе: улыбайтесь. Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами. Улыбайтесь чаще. И вскоре вы обнаружите, что многие будут улыбаться вам в ответ.
Не бойтесь того, что вас неправильно поймут, и не теряйте ни минуты на размышления о своих врагах.
Правило третье: помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Наполеон III, император Франции и племянник великого Наполеона, гордился тем, что, невзирая на свои высокие обязанности, мог запомнить имя каждого человека, с которым ему приходилось встречаться.
Во время беседы с кем-либо он намеренно употреблял имя того, с кем беседовал, по нескольку раз. Император был знаком с истиной: имя человека – это самый приятный и самый главный для него звук.
Правило четвертое: будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе. Если стремитесь быть хорошим собеседником, будьте внимательным слушателем. Чтобы быть интересным, нужно быть заинтересованным. Задавайте вопросы, на которые другому человеку будет приятно отвечать.
Поощряйте его к тому, чтобы он рассказывал о себе и о своих достижениях.
Правило пятое: говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Т. Рузвельт поражал своих посетителей масштабами и разносторонностью своих познаний. Он достигал этого тем, что каждый раз, когда ожидал посетителя, накануне сидел до поздней ночи, читая материалы по вопросу, который, как он знал, особенно интересен его гостю.
Правило шестое: внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. Хотите знать, как заставить человека влюбиться в вас? Говорите с ним о нем самом, и он будет слушать вас часами.