Общая характеристика

Изучение учебного предмета «Чукотский язык» для не владеющих является одним из важных курсов в условиях угрозы исчезновения языка чукчей в поликультурном и полиязычном пространстве. Изучение чукотского языка обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России, права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Целями изучения курса «Чукотский язык» является:

— обеспечить развитие элементарных коммуникативных навыков невладеющих родным языком слушателей курса через овладение основными видами речевой деятельности.

Изучение чукотского языка направлено на достижение следующих задач:

— воспитание любви к родному краю, родной культуре, родной истории, родному языку;

— формирование элементарных коммуникативных умений, таких как восприятие на слух и понимание высказываний с голоса учителя или в звукозаписи, умение высказывать свои мысли в соответствии с конкретной ситуацией, выражать собственное отношение к теме, предмету разговора;

-формирование первоначальных знаний о системе и структуре чукотского языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;

— развитие эмоциональной сферы в процессе обучающих игр, учебных ситуаций с использованием чукотского языка.

Достижение указанной цели осуществляется в процессе развития у слушателей курса коммуникативной, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций при изучении чукотского языка.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности на чукотском языке (аудирование, говорение, чтение, письмо), основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования чукотского языка в различных сферах и ситуациях общения. На уроках чукотского языка слушатели курса получают представление о нормах языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в цели, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Коммуникативная компетенция формируется на основе языковых явлений и навыков.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение первоначальных знаний о чукотском языке как знаковой системе, его фонетическом, лексическом, грамматическом устройстве, общих сведений о развитии чукотского языка; овладение нормами чукотского языка и обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления; эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочной литературой.

Культуроведческая компетенция – осознание чукотского языка как формы выражения национальной культуры; понимание слушателями курса взаимосвязи языка и истории, национально-культурного своеобразия чукотского языка; овладение нормами чукотского речевого этикета, воспитание чувства любви к малой родине, к родному языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний.

Предмет связан с целенаправленным формированием первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения родного языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями. Слушатели курса будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, письма, небольшие сочинения и др.

Предмет предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению слушателей в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на занятиях знания, создает условия для творческого развития обучающихся; формирования позитивной самооценки, умений сотрудничать со сверстниками и взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Следует отметить, что предлагаемая программа ориентирована для слушателей курса, которые слабо или совсем не владеют родным (чукотским) языком, в последнее время используемым лишь представителями старшего поколения.