Целями изучения курса «Якутский язык» является:
— обеспечить развитие элементарных коммуникативных навыков невладеющих родным языком слушателей курса через овладение основными видами речевой деятельности.
Изучение якутского языка направлено на достижение следующих задач:
— воспитание любви к родному краю, родной культуре, родной истории, родному языку;
— формирование элементарных коммуникативных умений, таких как восприятие на слух и понимание высказываний, умение высказывать свои мысли в соответствии с конкретной ситуацией, выражать собственное отношение к теме, предмету разговора;
-формирование первоначальных знаний о системе и структуре якутского языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;
— развитие эмоциональной сферы в процессе обучающих игр, учебных ситуаций с использованием якутского языка.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе развития у слушателей курса коммуникативной, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций при изучении языка.
Коммуникативная компетенция – это сложное интегративное качество личности, которое проявляется в способности человека адекватно, целесообразно и эффективно пользоваться языком в различных сферах и ситуациях общения.
Она включает в себя:
- языковые знания (фонетические, лексические, грамматические) и речеведческие знания (о функциональных стилях, жанрах речи, композиционных формах);
- речевые умения (аудирование, говорение, чтение, письмо);
- социокультурные знания, которые необходимы для успешного общения;
- коммуникативные умения (умение вести диалог, выражать различные коммуникативные намерения, ориентироваться в ситуации общения);
- опыт речевого поведения в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения.
Коммуникативная компетенция формируется под влиянием родного языка и культуры, социальных потребностей личности, индивидуальных особенностей человека и его речевой практики. Развитие коммуникативной компетенции является важной задачей обучения языкам и культурам.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – это глубокое владение системой языка во всех ее аспектах: фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом. Она предполагает знание особенностей функциональных стилей речи, композиционных форм, речевых жанров. Также она включает в себя развитые речевые умения и навыки (аудирование, говорение, чтение, письмо), владение социокультурными знаниями, необходимыми для успешной коммуникации на изучаемом языке.
Лингвистическая компетенция позволяет человеку свободно оперировать языковыми средствами, выбирать наиболее подходящие языковые единицы в зависимости от ситуации общения и решаемых коммуникативных задач. Она формируется под влиянием родного языка, культуры, личных качеств человека и его речевой практики. Развитие лингвистической компетенции является важной задачей обучения языкам.
Культуроведческая компетенция – подразумевает знание и понимание культуры, традиций и обычаев народа, говорящего на изучаемом языке. Она включает в себя знание реалий, истории, географии, литературы, искусства, особенностей национального менталитета и этикета страны изучаемого языка. Культуроведческая компетенция позволяет адекватно понимать и интерпретировать факты и явления иноязычной культуры, избегать в своей речи культурных ошибок и непонимания, обусловленных различиями в культурах. Она формируется под влиянием родной культуры, личных интересов человека и жизненного опыта. Развитие культуроведческой компетенции является неотъемлемой частью обучения иностранным языкам и культурам.
Предмет предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению слушателей в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на занятиях знания, создает условия для творческого развития обучающихся; формирования позитивной самооценки, умений сотрудничать со сверстниками и взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Следует отметить, что предлагаемая программа ориентирована для слушателей курса, которые слабо или совсем не владеют якутским языком.