Примерная программа учебного курса «Якутский язык» для не владеющих якутским языком разработана в соответствии с принятыми стандартами обучения, для обеспечения сохранения и развития языкового наследия Российской Федерации.
Якутский язык имеет сложную фонетическую, лексическую и грамматическую систему. В его алфавите 32 буквы кириллицы, которые обозначают 15 гласных и 17 согласных звуков. Особенностью произношения является наличие долгих и кратких гласных, а также смычных и щелевых согласных.
В якутском языке богатая система падежей, глаголы изменяются по лицам, числам, временам, наклонениям. Имеются категории одушевленности/неодушевленности, собирательности существительных. Прилагательные согласуются с существительными в падеже, числе и одушевленности/неодушевленности.
Лексика якутского языка насчитывает более 200 тысяч слов и включает исконную тюркскую лексику, а также заимствования из других языков. В якутском языке продуктивны словообразовательные аффиксы и модели словообразования.
Якутский язык имеет богатую устную и письменную традицию. На нем созданы произведения устного народного творчества, а также литературные произведения разных жанров. Якутский язык продолжает активно развиваться и обогащаться.
Данная программа разработана для граждан Республики Саха (Якутия), которые желают изучать якутский язык.
Якутский язык является уникальным языком тюркской группы, обладающим богатым культурным наследием. Изучение якутского языка позволяет лучше понять историю, культуру и традиции народа, а также способствует сохранению и развитию уникального языка. Владение якутским языком расширяет кругозор, развивает когнитивные способности и открывает новые возможности для общения. Знание якутского языка повышает профессиональную мобильность, открывает доступ к литературе на якутском языке, а также способствует интеграции в якутскую культуру.
Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику, содержание учебного курса «Якутский язык» на уровне усвоения элементарных базовых знаний, умений и навыков обучаемых, тематическое планирование, характеристику основных видов деятельности (планируемые результаты освоения курса).
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию учебной деятельности при получении элементарных базовых знаний, умений и навыков обучаемых. В программе учитываются основные идеи и положения программы формирования универсальных учебных действий для начального общего образования. Она отражает национально-региональные и этнокультурные особенности обучения языку.